ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ?

Фоймогубе более 500 лет. Раньше в её состав входила 21 деревня, и в каждой отмечали свой престольный праздник. В деревне Фоймогуба стояла церковь: она освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, а построена в 1631 году. В этой церкви принимали крещение и венчались. На Успение люди приезжали из разных деревень Заонежья. Церковь сгорела по вине из одного из жителей.

В советское время на фундаменте церкви еще до войны построили клуб. А за деревней стояла часовня. Сейчас то поле, где стояла часовня, называют полем у часовенки. В деревнях, которые входили в состав Фоймогубы, тоже стояли часовни: например, в Тявзии была часовня Казанской Божьей матери, в Шильте - часовня Святой Макарии.

К сожалению, сейчас половины прежних деревень уже нет.

Алина Ганина

Встретимся в 2011 году.

С Новым годом и Рождеством!

Вестник УЧЕНОГО ОБЩЕСТВА

Защита проектов

*********************************************

***************************************

****************************************

Общее фото на память

27 декабря 2010 года

Выпуск 2 (7).

Умники всех классов, объединяйтесь!

Ученые новости

16 декабря состоялось заседание Ученого общества. Десятиклассники представили свои работы, посвященные прошлому нашего края и истории школы. Темы проектов были такие:

  • Балехова Ольга. «Путешествие по историческим местам Заонежья».
  • Серебрякова Анастасия. «Семь чудес Заонежья».
  • Сухоносова Елена, Поспелова Яна. «Учительская династия Кондратьевых - Сухоносовых».
  • Соколова Эля, Устинова Алена. «Учителя – ветераны педагогического труда».
  • Шишина Вероника: «Престольные праздники Заонежья».

Одиннадцатиклассники представили свои работы на темы, связанные с физикой. Ларькина Юля рассказала, чем прославился Ломоносов, и напомнила, что в следующем году исполнится 300 лет со дня рождения великого ученого и поэта. Суриков Никита представил коллективный проект 11 класса «Как определить материал, из которого сделан стержень».

Мне больше всего понравилось выступление Серебряковой Анастасии, потому что она рассказывала бодро, живо, с интересом. Приз зрительских симпатий получили Соколова Эля и Устинова Алена.

Все участники хорошо выступили, все они молодцы!

Даша Медведева, 8 класс

P.S. Слушатели - учителя и ученики - задавали докладчикам вопросы, и это лишний раз доказывает, что выступления были интересными. Ученый совет вручил всем авторам работ дипломы. Заключительным аккордом заседания стало чаепитие, организованное руководителями проектов.

Остановись, мгновенье…

Яна Поспелова представила работу, посвященную известным в школе и селе педагогам: рассказала о трудовом пути учителей, об их достижениях. Общий трудовой стаж династии Кондратьевых-Сухоносовых – более 310-ти лет!

Юлия Ларькина много знает о вкладе М.В.Ломоносова не только в мировую науку, но и в русскую литературу.

Единственный представитель мужского населения старших классов – Никита Суриков. Теперь мы знаем, из чего был сделан стержень, который Никита принес с собой.

Представляем проект

Престольные праздники Заонежья

На уроках проектной деятельности мы работаем над темой «Престольные праздники». Престольный, или храмовый праздник - день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.

Мы опросили жителей села Толвуя, нашли информацию о праздниках в книгах и Интернете. О результатах нашей работы мы хотим рассказать на страницах этой газеты. Мы считаем, что надо помнить традиции прошлого, сберечь всё, что касается народных обычаев.

Изучая эту тему, мы узнали много нового, кроме того, было интересно слушать рассказы о том, как жили наши дедушки и бабушки.

Десятиклассники

Ребята опросили 11 коренных жителей Заонежья, которые в настоящее время живут в Толвуе, Великой Ниве, Загубье, Фоймогубе, Ламбасручье. Было интересно общаться с людьми, бережно хранящими память о прошлом. Наша работа ещё не завершена, а значит, продолжение следует…

Людмила Алексеевна Балехова – уроженка Загубья. Вот что она рассказывает о традициях празднования престольных праздников:

«В Загубье было три престольных праздника: Изосим день (память Зосимы Соловецкого) - 30 апреля, Ильин день - 2 августа, Михайлов день (архангела Михаила) – 21 ноября. Ходили утром на службу в церковь, все собирались: и Кривоноговская, и Абалковская, Засележье, Долгая Нива, Шалимовская, Грибановщина, Рубцовщина, Лебещина. В этих деревнях были часовни, а церковь - только у нас.

На Ильин день устраивали ярмарку. Лавки ставили в два ряда вдоль часовни. Люди съезжались со всей округи: из Ламбасручья, Типиниц, Тамбиц. Везли сигов из Пудожа, морошку, дуги, подковы, дорожки домотканые, сита-решета, лен для вязания… Были и гулянка с гармошкой, и вина, но первое – служба в церкви. Парни в праздник мерялись силой. По дороге гуляли девушки под ручку, выглядывали женихов».

Анна Николаевна Фепонова много лет прожила в Загубье. Она вспоминает:

«Жили люди бедно, но все гостеприимны. Напекут всего! Собирались вместе соседи, приезжали гости из других деревень и оставались на ночлег. Гуляли весело, люди были добрее и приветливее, чем в нынешнее время».

Записали Вероника Шишина, Валентина Гусенкова.

Евгения Федоровна Пашкова родилась в деревне Палтега. О храмовых праздниках ей рассказывала мама:

«В праздник ходили на Всенощную; в каждом доме обязательно бывали гости. Люди выходили на крылечко и играли на балалайке, пели песни, водили хороводы. Девушки в нарядных сарафанах выглядывали женихов, а парни - невест.

Ходили в Великую Ниву, парни дрались, даже изгородь на колья наполовину разбирали – но дрались не до увечий, просто силами мерялись».

Кочина Людмила Ивановна

(Родилась 3 января 1942 года, д. Якорледина).

«После войны жила в деревне Полежаевская - до 1965 года. В этой деревне праздновали много праздников, но главными были Ильин день, Николаев день, Михайлов день и Спасов день. Праздники праздновались так же, как и во всех деревнях: люди приезжали отовсюду, ели, пили, танцевали и под вечер все разъезжались по домам.

В Полежаевской деревне не было ни часовни, ни церкви . Люди ходили молиться в деревню Сафроновскую, но потом и там часовню закрыли.

Потом некуда стало ходить молиться, в школе ребятам вообще запрещали вспоминать о церкви и православных праздниках! Но было много старых людей, кто не забывал про эти праздники и праздновал их».

Записал со слов бабушки Вячеслав Кочин 12 ноября 2010 года.

Ничпай Юлия Николаевна

(родилась 10 октября 1929 года, д. Толвуя).

«Дедушка мой был священником, но не знаю точно где. До войны священники преследовались, и эта тема в семье не обсуждалась. Родители мои были учителями, работали в школе. Помню, я маленькая была, из Наркомпроса приехали двое человек. А я рассказываю: бабушка мне крашеные яйца давала. Мама шикала на меня, запрещала говорить.

Помню, как спускали с церкви колокол - видели с ребятами. Колокольня стояла долго, была ещё в начале войны. Наши, советские, вели оттуда наблюдение. Колокольня была разобрана после войны, построили лестницу, сделали библиотеку на втором этаже.

Семью священника куда-то сослали. Одного из сыновей священника Шижемского звали Костя. Он посадил около дома черёмуху, но она плохо росла. Мама говорила, что ему, наверное, плохо живётся, раз дерево не принимается.

Знаю, что в Толвуе праздновали Троицу».

Записано 24 октября 2010 года.

Конструктор сайтов - uCoz